Неговорова Евгения Александровна (род. 1987) – российский психолог, конфликтолог, сертифицированный тренер по ненасильственному общению, наставник, писательница, магистр конфликтологии (СПБГУП), сообладательница премии «Семейное образование»-2017 в номинации «Лучший проект для родителей», автор профессии «Ментор эмпатической коммуникации» и программ повышения квалификации «Эмпатическая коммуникация» и «Эмоциональная устойчивость».
Издание “Интервью Эйдж” решило пообщаться с психологом и тренером по ненасильственному общению Евгенией Неговоровой об этом методе и о её тренерской деятельности.
– Евгения, здравствуйте, расскажите как складывалась ваша жизнь вначале вашей карьеры, где учились и начинали работать?
– Добрый день, я окончила экономический лицей в Санкт-Петербурге. Экспериментальная программа, довольно высокая нагрузка, учеба давалась мне по-разному. По русскому – 2, по математике – 5. Я любила учиться и после окончания школы, поэтому я поступила в вуз на экономическую специальность “Экономика и управление” на бюджет. Обучалась на вечернем отделении, поэтому сразу пошла работать. Тогда мне было 17 лет, и я начала работать в школе. Это было мое первое рабочее место, первая запись в трудовой книжке. В школе я значилась лаборантом, была помощником учителя по экономике, помогала ей проводить экономические игры. Работала 2 раза в неделю, остальное время страдала, хотела работы больше, и в остальное время ездила учиться. Когда все приходили с работы, ехали по всяким ночным клубам, а я – учиться. Мы учились до десяти вечера. В одиннадцать – начале двенадцатого я была дома. И так каждый день.
Когда мне исполнилось 18 лет, я пошла работать в банк, в службу поддержки, где отвечала на вопросы, каждый день одни и те же. Моей основной задачей было успокоить бухгалтера, у которого что-то не получается технически. И у меня это очень классно получалось – понять, что именно не так, помочь, найти решение и при этом успокоить человека, чтобы он хорошо относился к банку, чтобы он хорошо относился к программе. Потому что когда человек на взводе – а там деньги, платежки, сроки, – и в этом случае нервы очень важно беречь. И, соответственно, я этим занималась. У меня хорошо получалось.Большую часть дня я разговаривала по телефону, часть дня работала с базами данных – заводила пользователей по службе поддержки.
На работе я познакомилась со своим будущем мужем, через какое-то время ушла в декрет, а потом еще в один, и еще один. У меня было три декрета подряд. И только после третьего декрета я ушла из банка, а так до этого у меня в трудовой книжке все время значились декреты. Так получилось.
– Когда вы почувствовали, что уже можете заниматься предпринимательской деятельностью и воплощать в жизнь свои проекты?
– Когда я оказалась в декрете, моя жизнь круто изменилась. Мне было всего 20 лет, когда я ушла в декрет. Мои подруги еще не планировали никаких детей, и в моем окружении детей ни у кого не было. Мы жили у родственников мужа, они были против гостей, потому что они были уже пожилыми, им было слишком шумно. Поэтому когда родился малыш, мы переехали в другую квартиру, не совсем нашу, но нам помогли родственники, и мы стали там жить, а я вернулась к учебе.
Когда ребенку было всего лишь 13 дней я уже поехала на учебу. То есть муж пришел с работы, и я уехала. У нас там получался час: кто-нибудь гулял с ребенком, муж забирал коляску, и возвращался домой, тусил с малышом, кормил, играл, агукал, купал, и потом я возвращалась. Мне удалось организовать и грудное вскармливание, и у нас были достаточно хорошие отношения с ребенком.
Затем я увлеклась довольно сильно материнской темой и познакомилась с методикой естественного планирования семьи, узнала довольно много про воспитание детей, про раннее развитие.
У нас были со старшим ребенком карточки Домана. Я много сидела на форумах, помогала другим мамам, в том числе с вопросами как правильно ввести прикорм ребенку, как справиться с коликами, как уложить ребеночка спать. Мне очень повезло с курсами в женской консультации, и потом у меня у самой получилось тоже довольно легко и просто. При этом я продолжала довольно много всего изучать.
Параллельно с этим, так как мы переехали, у меня стало чуть больше свободного времени. Я стала вести закупки. Мы организовывали совместные закупки пряжи, цветного песка, сухофруктов. Муж помогал мне забирать эти довольно тяжелые закупки. Я их взвешивала, раскладывала, встречалась, раздавала всё. Мы делали совместные закупки одежды детской или какой-то еще. Была достаточно активная мамская жизнь, и во всем этом я знакомилась с разными мамами, с их проблемами, узнавала чуть больше. Начало второго декрета совпало с окончанием предыдущего, то есть у детей получилась разница в 3 года и 2 месяца.
Я пошла учиться на консультанта по грудному вскармливанию, на консультанта по слингам. К тому моменту я уже много всего знала на эту тему, но пошла дополнительно учиться, чтобы разобраться во всех нюансах. Это было мое большое карьерное продвижение и старт всей моей предпринимательской карьеры, дополнительного образования и повышения квалификации, потому что несмотря на то, что обучение на консультанта по грудному вскармливанию, консультанта по слингам не является каким-то официальным, оно на самом деле дало очень много и теории, и практического опыта, и навыков. В том числе мы консультировали в роддомах, проходили практику. Было довольно много живого взаимодействия, и в целом у меня получалось довольно хорошо. Я ездила на консультации, но меня все-таки больше интересовали темы не столько медицинские или околомедицинские (хотя грудное вскармливание не является медицинской темой), сколько темы, связанные с выстраиванием отношений и самореализации.
В тот момент я начала вести свой маленький блог, при этом несколько раз его забрасывала, начинала заново. И с того момента у меня до сих пор остались люди, которые меня знают, читают, растут вместе со мной. Я начала проводить живые мероприятия более активно, устраивала всевозможные творческие мастер-классы, приглашала разных специалистов или проводила сама, и в этот момент началась моя предпринимательская деятельность и самозанятость.
– Не думали ли вы организовать свой детско-родительский клуб?
Да, была попытка такой организации. Это оказалось слишком дорого по времени, по деньгам, по вложениям. Я потеряла довольно много денег, заплатив людям, которые обещали мне помочь, но в итоге ничего не получилось. То есть открыла ООО, а потом благополучно его закрыла. Так что можно сказать, что в 2011 году я стала предпринимателем, открыв дело. Оно называлось “Мировая стайка” и было создано для того, чтобы как раз организовать детско-родительскую деятельность. После этого я была на самом деле просто частью сообщества активных слингомам. Я помогала на нашем слингорогейне, продолжала консультировать по грудному вскармливанию, по слингам, продолжала организовывать закупки, проводить разовые живые мероприятия.
– Как вы узнали про ненасильственное общение, пришли в эту тему и стали преподавать?
– В 2013 году у меня родился третий ребенок, и моя жизнь стала довольно сильно ухудшаться, потому что третий ребенок оказался достаточно сложным. У него были небольшие трудности по здоровью, и в целом я очень устала, так как разница между вторым и третьим ребенком была маленькая. Муж уставал от работы, он давно ее хотел поменять, но все никак не складывалось. В общем, как-то у нас в 2013-2014 году было сложно, плюс кризис наслоился.
В 2014 году мне повезло, познакомившись с ненасильственным общением на живом тренинге. Этой методикой я занимаюсь до сих пор и уже сейчас являюсь сертифицированным тренером. После этого сначала поменялась тематика моих живых встреч, то есть те живые встречи, которые я проводила для мам, стали менее творческими, а больше именно про взаимодействие между людьми, про то, как создавать договоренности, про то, как понимать чувства, эмоции, как справляться с ними. А потом в 2014 году я провела свой первый эфир, на который меня пригласили, потому что я написала неофициальную электронную личную книжку про наше путешествие на два месяца в Испанию с тремя детьми на машине через всю Европу. Те люди, которые ее читали, вдохновлялись на путешествие с детьми, и с того момента моя жизнь довольно сильно изменилась, и можно сказать, стала довольно собранной, более сфокусированной.
Я постепенно перестала вести закупки, постепенно сократила количество своих разнонаправленных интересов, избавилась от части рукодельных моментов и занялась психологией. В 2015-2016 годах проводила в основном живые мероприятия и немножко онлайна на тему ненасильственного общения. В 2017 году моя подруга, с которой на тот момент мы были давно знакомы, позвала меня организовать Школу общения “Пойми меня”, и мы стали привозить сертифицированных тренеров из-за рубежа, проводить совместные тренинги, и сделали более масштабными наши живые мероприятия.
Потом мы немного масштабировались, изменялись. Сейчас мой проект, посвященный ненасильственному общению в целом, для себя, для людей, то есть там участвуют разные люди: и родители, и не родители, и специалисты. То есть специалисты, которые уже работают с людьми (психологи, педагоги) и хотят освоить еще один инструмент. Они тоже приходят ко мне в программу.
– Какое определение можно дать термину “ненасильственное общение? Какие проекты у вас в рамках него? И почему не стали уходить в классическую психологию?
– Ненасильственное общение – это непривычное для многих название, но это про суть, про внутреннее состояние. Это про то, как сохранять контакт с собой, сохранять собственные эмоции в подвластном себе состоянии и при этом находить такие решения, которые удовлетворяют всех. Конфликт может быть как внешний, так и внутренний. И жизнь становится легче, когда мы умеем решать конфликты, а не убегать от них.
В 2019 году я закончила второе высшее образование – “магистр конфликтологии” – это максимально близкое к ненасильственному общению направление. Мне очень легко далось это обучение. Это прям 100%-ное попадание. Когда я только поступала в вуз в 2004-2005 году, такой специальности, как конфликтология, не было, а на психологию я хотела, но меня всегда что-то останавливало. И когда чуть позже я получала переподготовку по психологии, я поняла, что именно в рамках классической психологии мне внутренне немного тесно. Именно подход ненасильственного общения или подход переговорного процесса, конфликтологии, решения конфликтов мне внутренне ближе, то есть это более моя тема, чем чисто психология. Поэтому сейчас у меня есть живые мероприятия в рамках года, и есть онлайн-курсы для разного уровня подготовки, в основном для женщин, хотя мужчины на них тоже приходят. И я делюсь этой методикой, которую можно использовать для себя или для работы.
– Как этот метод учит сохранять собственные эмоции в подвластном себе состоянии и при этом находить удовлетворяющие всех решения? Какие принципы работы?
– Основной принцип работы — изменение мышления с поиска виноватого в прошлом на реалистичные действия в настоящем. При этом зачастую людям сложно найти решение, которое они могли бы воплотить в моменте. Задним умом все хороши. Методика решает именно эту проблему.
За счет практики внимания к чувствам получается легче замечать проблемы. Замечать их раньше, пока они еще не стали критичными. И следом, за счет ключевого отличия от других методов, — находить потребности. Вся современная психология или коучинг говорят о важности чувств, но мало кто говорит, как именно их проживать и зачем они нужны.
С точки зрения ННО (ненасильственное общение – прим.), чувства — это биологический язык. Сообщения наших потребностей о том, что им подходит, и что не подходит. Потребности — это ключевой мотив действий человека. Все, что мы делаем, мы делаем для чего-то. Даже кричим на детей или обманываем любимых. Решения, которые мы принимаем, часто на эмоциях, редко получаются эффективными. В итоге мы не знаем, что делать, и ищем виноватого в прошлом. «Вот если бы меня не довели, я бы так не поступила!»
Практика методики помогает научиться вовремя распознавать потребности, которые стоят за чувствами, и выбирать решения, которые учитывают всех. С одной стороны, это про развитие эмоционального интеллекта. Похоже на ментальную математику, но в сфере чувств. С другой — практика помогает видеть больше вариантов выбора. Как веер. Когда вы видите только одно привычное решение, и оно невозможно, вы сталкиваетесь с беспомощностью. Когда вы понимаете, чему именно служило привычное решение, вы просто меняете маршрут к той же цели, и вам доступно множество вариантов. И самое удивительное то, что научиться этому значительно легче, чем кажется. Самые сложные первые две недели (на курсе), а потом все начинает получаться. Читая книгу получается чуть дольше, но тоже возможно.
– Какие практические действия необходимы человеку для достижения результата по этому методу? Ведь у человека за долгие годы могли уже сформироваться рефлексы на разные события, и изменить их довольно-таки сложно?
– Прелесть метода в том, что он помогает легче менять привычки. Для начала достаточно 1-2 минут в день, например, когда ждёте лифт, пока закипит чайник или на светофоре. Дополнительных вещей для выполнения практики не требуется.
Достаточно задать себе вопрос: как я? И попробовать найти чувство и потребность за ним. Можно замечать позитивные чувства, что помимо навыка добавляет ещё и удовольствия от жизни. Ключевое – это обращать внимание и искать именно потребности, а не останавливаться на чувствах. И не путать потребности со стратегиями или сиюминутными желаниями. Многие люди замечают свои желания, но фокусировка на них не всегда дает положительные для жизни результаты.
– Евгения, какие у вас цели в профессиональном плане: собираетесь ли развивать далее метод ненасильственного общения, а может освоить какие-либо новые психологические техники?
– Мои профессиональные цели – продолжать помогать дальше людям реализовать себя и раскрыть свой потенциал. Иметь возможность проявляться смело и при этом не разрушать отношения. Хотелось бы больше и чаще взаимодействовать с разными людьми: школами, вузами и предприятиями. Я вижу, как увеличивается производительность труда и улучшается атмосфера в рабочем коллективе, если там поменять способы взаимодействия на более бережные и при этом эффективные. Вижу как возвращается мотивация работать.
Буду ли я использовать другие техники – конечно да, я и сейчас их использую. Меня сложно назвать человеком одного инструмента. Ненасильственное общение для меня скорее метод интеграции разного, чем какое-то единственное выбранное направление.
– Спасибо большое за уделенное время для интервью! С нами была Евгения Неговорова, тренер и эксперт в сфере конфликтологии и использовании метода ненасильственного общения!