Людмила Лазебная (род. 14 июня 1966) – российская писательница, поэтесса и прозаик, член Союза писателей России, Международной гильдии писателей, лауреат премии журнала “Российский колокол”, лауреат премии “Золотое перо Руси” (2023), кандидат филологических наук. Автор исторического романа-саги «Батицкие. Опаленное древо», аудиокниг «Цыганский конь земли не пашет”, “Коготь падшего ангела”, “Между молотом и наковальней”, «Чужбина» и многих других.
Издание “Интервью Эйдж” решило взять интервью у Людмилы Лазебной, чтобы она рассказала о своем творческом пути, поделилась планами и рассказала о том, как стать писателем, как увлечь читателя и найти свою нишу в современной литературе.
– Людмила, здравствуйте, расскажите, как давно вы пишите и почему решили стать писателем?
– Здравствуйте! Литературой я увлечена с детства. Книга для меня всегда была и остается лучшим другом. Самостоятельные, но мало уверенные шаги по пути сочинительства были сделаны еще в детстве. В начале девяностых годов прошлого века (звучит-то как!) был издан мой первый сборник стихотворений. Поскольку литература и сочинительство не являлись моей профессией, то времени на это занятие всегда было недостаточно. Поэтому стихотворения «рождались» в минуты отдыха.
Прозой я занялась несколько лет назад, решив написать рассказ о первой моей собаке. Так один за другим были написаны почти два десятка рассказов, которые я разместила на странице Российского союза писателей. Вскоре ими заинтересовалось издательство STELLA Международной гильдии писателей (Германия). Через некоторое время поступило предложение издать мои рассказы, от которого я не стала отказываться и вскоре сборник «Команда «рядом!» другу не нужна» вышел на иврит, немецком, английском и русском языках и, к тому же, совершенно неожиданно для меня, получил премию ГРАН-ПРИ на международном фестивале современной литературы в Германии в городе Гронинген.
Затем я подумала: «А не попробовать ли написать нечто цельное, объемное, например, историческую повесть?». Попробовала, получилось, литературные критики и издатели ее заметили, дали уместные советы, предложили варианты сотрудничества… Так что писателем я стала, как говорят, «волею Судьбы», а не по моему личному решению.
Есть масса примеров того, как люди, успешно заканчивая Литературный институт, так и не стали писателями. Не сложилось, не сумели «понять себя» или «найти свою нишу», остались незамеченными и тд. Да и профессии «писатель», как таковой, в настоящее время у нас в стране пока что нет, к сожалению. Многие талантливые люди вынуждены работать кем угодно, а в перерывах пытаться изыскивать время для любимого дела-сочинительства. А для того, чтобы создавать произведения цельные, глубокие, интересные и непохожие на другие, необходимы не только время и желание, нужно вдохновение! Может быть поэтому в молодости я так и считала, что прозой заниматься крайне сложно, поскольку требуется много времени и сил, в отличие от занятий поэзией…
Теперь у меня совершенно другое мнение. Вот уже несколько лет я настолько вовлечена в писательский процесс, что порой искренне сожалею, как много времени было потеряно! Хотя и сейчас я все еще не могу сказать, что я – писатель и только. В будние дни я – сотрудник компании, в которой я ответственно работаю не один десяток лет и за мою работу получаю зарплату, которая дает мне возможность жить и заниматься любимым делом-писательством.
– Что именно привлекает вас в писательстве, что вы чувствуете, когда пишите произведения? Ведь для одних это труд, а для вас это любимое дело?
– Для меня это таинство! Я, как правило, долго готовлюсь, обдумываю подходы, ищу подходящие варианты, чтобы ярко начать произведение. Это, пожалуй, самое важное и сложное. Мысленно представляю место события, о котором собираюсь рассказать… Порой ощущаю запахи и слышу звуки, которые наполняют эту картину. Это непередаваемые и чудесные ощущения! Из всего этого создается своеобразный «мир», в который я вхожу и «живу» в нем, я в этом мире по- своему все чувствую, я люблю его, и, когда вынужденно покидаю на время, стараюсь оставлять все в порядке и благополучии до моего возвращения.
Эти необыкновенные ощущения свойственны для работы над крупными произведениями – повестями, романами. А когда я работаю над сказками, рассказами, то я пишу их на одном дыхании, будто спешу скорее записать то, что слышу или вижу в определенном информационном потоке. Это очень интересно. Как правило, чувствуется некоторое волнение внутри и эмоциональный подъем. Поэтому для меня это радостное и приятное времяпрепровождение и любимое занятие. Когда я не чувствую такого настроения, я не пишу.
Может быть это и хорошо, поскольку созданное без «божественной благодати» произведение сложно читать и оно производит тяжелые впечатления. Читатель называет такое «тягомотиной», я так не хочу! Либо искренне и душевно, либо никак.
– Да, действительно звучит увлекательно, это очень отличается от того, как пишут копирайтеры, например, информационные или рекламные тексты для сайтов. Когда вы пишите художественное произведение, вы заранее продумываете сюжет или в процессе приходят другие идеи и сюжетная линия меняется?
– Бывает, что сюжет продуман, но по ходу работы появляются новые идеи. Если они вписываются в канву, не нарушают последовательности событий, то остаются «жить», а если, при повторном прочтении, они «выпячиваются», то я их сокращаю или совсем убираю, иногда эти сюжеты могут быть уместны в другом произведении.
А вообще я люблю неожиданные изменения и в реальной жизни, и в процессе писательской работы тоже. Мне свойственно полагать, что Высший Разум направляет человека в нужную сторону и все, что «бог дал и на что сподобил», все к лучшему. В этом чувствую проявление моего подсознания, если так можно сказать.
Советы начинающим писателям
– Людмила, какие рекомендации вы можете дать начинающим писателям о том, как нужно писать, чтобы увлечь читателя, какие приемы вы используете сами в своих произведениях?
Без излишней скромности скажу так: пишите искренно и от души, стараясь как-бы со стороны наблюдать за тем, о чем вы пишете. Если вам лично нравится ваше повествование, вызывает интерес, эмоции, значит, вы на верном пути. Не стремитесь к тому, чтобы получилось обязательно объемное произведение, оно может оказаться скучным для читателя, и создать в сознании читателя образ «много букв». Попробуйте «набить руку» на малых формах, например, короткие рассказы, эссе и тп. Отлично помогают для формирования своего стиля рассказы для детей. Представьте себя ребенком и расскажите свою историю для других ребятишек так, чтобы им стало интересно, весело и поучительно.
Что касается меня, то я с большим удовольствием пишу не только исторические произведения (романы, повести…), но и сказки для детей и взрослых, рассказы и стихотворения. Главное, чтобы было полезное зерно в произведении, которое способно прорасти в благодатной почве – сознании читателя в виде размышлений, выводов, а порой и в виде дополнительных знаний истории, обычаев и духовных ценностей, подвигнет читателя к личным изменениям в лучшую сторону, отказу от дурных слов, привычек, образа жизни. Я считаю, что художественная литература призвана развивать человека, наполнять его знаниями, нести положительный заряд.
Про критику в литературе
– С какими сложностями сталкиваются писатели в своем творчестве: критика, вдохновение, продажи? Как с этим борются, чтобы не терять энтузиазм?
– Я не считаю критику в литературных кругах сложностью, наоборот, это показатель того, что произведение автора достойно внимания специалистов, оно вызвало их интерес, оно прочитано и его оценили с точки зрения языка, истории, культуры, морали и создали о нем мнение, это важно и нужно.
В случае, когда произведение так и остаётся незамеченным профессиональными литературными критиками, я считаю, следует вернуться к нему, проработать еще раз все содержание с оглядкой на каноны литературного жанра, что-то «подшлифовать», убрать или добавить. Может быть обратиться в писательскую организацию с предложением ознакомиться с произведением и запросить критику. Таких организаций у нас в стране достаточно, в одном Санкт-Петербурге то ли восемь, то ли больше. Конечно такая работа предполагает материальное вознаграждение.
Должна сказать, что в современном мире получить признание в литературных кругах не так-то просто, нужно это понимать и четко планировать свои действия. Вероятно, так было всегда. Возможно, прочитав ваше произведение, кто-то из известных литераторов пожелает протянуть вам руку помощи, как было в моем случае, подскажет, направит, сориентирует. Помните слова известного поэта, переводчика, Льва Озерова (настоящая фамилия Гольдберг): «талантам надо помогать, бездарности прорвутся сами». Эти слова, на мой взгляд, не потеряли своей актуальности, а наоборот, стали безоговорочной истиной.
Если посмотреть, что порой рекламируют и активно раскручивают некоторые коммерческие издательства и либеральные средства массовой информации, сразу становится понятно, что за всеми этими «продвинутыми» произведениями стоят большие деньги, идейные группы, нацеленные на разрушение и развращение души человека. Примеров этому мы знаем достаточно. Вы спросите, а почему же молчат критики и общественность? Не молчат, слава богу! Борьба идет постоянно. Это своего рода борьба Света и Тьмы за души людей.
Что касается критики со стороны досужих людей-знакомых, родственников и тд, то советую к этому относиться снисходительно и чаще с доброй улыбкой на лице. Верьте лишь профессионалам, господа!
Сами понимаете, как порой непросто вашим близким, знающим вас с рождения, принять тот факт, что вы – не такой, как они. Тут на память приходит сказка о гадком утенке.
Меньше общайтесь с людьми завистливыми, они не способствуют вашему духовному росту. «Не мечите бисер», как говорится. Несмотря на то, что вы родились, выросли и живете в определенной среде, вы – другой человек, вам даны способности, возможно, талант, которого нет у других. Так развивайте его, оберегайте от завистливых глаз и досужих слов. Наступит время и ваш талант расцветет и станет достойным украшением мира.
Что касается вдохновения, то вдохновение напрямую связано с состоянием души, я так считаю. Поэтому на душе должно быть покойно и славно, чтобы вдохновение смогло озарить своим светом ваши мысли и сподвигнуть на написание произведения, которое станет интересным и полезным для поколений людей. Конечно, мы сейчас говорим о вдохновении, как о божественном свете, освещающем путь и согревающем души.
Отмечу, что следует учитывать, что чем человек наполнен, то он в мир и транслирует. Поэтому, к сожалению, существуют произведения извращающие духовные ценности, призывающие к насилию, которые явно созданы под влиянием темных сил, которым нельзя позволять идти в народные массы! Это никак не связано с вдохновением! Это заказные и богомерзкие дела. Для борьбы с ними, я считаю, должна быть государственная цензура и не только в литературе.
Как издать свою книгу
По вопросам продажи, то есть реализации изданных книг скажу так: реализация изданных книг зависит от автора и издателя.
Если автор издал книгу за собственные средства определенным тиражом, без заключения договора с издательством или творческим объединением писателей-это одно, а если книга издана по договору с автором и в договоре прописаны условия реализации, то это другое.
В настоящее время вариантов взаимодействия по вопросу издания и реализации много. Тут решает автор, как для него удобнее, выгоднее и что приемлемо. Некоторые авторы издают определенное количество экземпляров книг за свои средства, получают их и сами распространяют по знакомым, друзьям и тд. Это раньше называлось «самиздат» или что-то в этом роде. Это больше похоже на визитную карточку начинающего писателя. Пришел куда-то, пообщался, оставил свою книгу в подарок и тд.
Если издательство либо творческий союз предлагает автору издать книгу, то это другое. В договоре могут быть оговорены и условия реализации тиража и прочие нюансы. В том числе и гонорар автора. Тогда следует учесть, как будет издан тираж, полностью или же по требованию. Все это пояснят автору менеджеры и юристы творческого Союза или издательства. Самому автору распространять и продавать свои книги в этом случае не потребуется. Этим будут заниматься ответственные люди издательства и Союза. Данные о реализованных экземплярах и полученных средствах предоставляются автору по запросу.
В настоящее время, я считаю, удобно организован процесс издательства и реализации книг с помощью интернет-магазинов и тд. Не нужно авторам арендовать помещения для хранения тысячи своих книг, изданных и готовых для реализации. Хотя некоторые авторы все еще думают по-старинке.
Есть, кстати, вариант издания книг за счет издательства с выплатой гонорара писателю. Для этого нужно пройти путь от никому неизвестного автора до востребованного, популярного, знаменитого…
В любом случае издание книг – дело серьезное и ответственное. Во всех случаях на книге указано имя автора и только он несёт ответственность перед богом и людьми за каждое написанное и опубликованное в этой книге слово.
– Спасибо за то, что уделили время для интервью и ваши интересные и полезные ответы. В гостях “Интервью Эйдж” была писательница Людмила Лазебная. Успехов, вам, в вашем творчестве!
Сайт Людмилы Лазебной – ludmilalazebnaya.ru