
Как понять, что ты хочешь быть дизайнером? Где проходят границы между стилем и смыслом? Мы поговорили с Валерией Бердянской — студенткой второго курса коммуникационного дизайна в питерской Школе дизайна Вышки — о том, с чего начался ее путь в профессию, что она вынесла из первых проектов и как сегодня формирует свой дизайнерский взгляд.
— Валерия, здравствуйте. Расскажите немного о себе, почему вы выбрала дизайн? Как вы к нему пришли?
— Здравствуйте! С самого детства меня тянуло к визуальному искусству, я очень любила рисовать, но со временем это увлечение угасло. Когда я была маленькая, меня отдали в художественную школу, но через три года я решила, что больше не хочу там учиться. Всё обучение в художественной школе состояло из бесконечного повторения за преподавателем. Поэтому я поняла, что мне не нравится академическое художественное образование.

Мой путь к дизайну был достаточно длительным. Изначально я училась в школе с химико-биологическим профилем и готовилась стать стоматологом. К концу 11 класса поняла, что это совсем не то, чем я хочу заниматься, и вновь глубоко увлекалась творчеством. Далее я начала смотреть поступление заграницу. Был изначальный план поступить в Канаду на программу анимации и иллюстрации, но, оказалось, что туда очень сложно попасть.. Мы с мамой начали смотреть творческие направление и нашли школу дизайна от Высшей школы экономики. Так и началось мое первое знакомство с данной профессией.
— Почему вы выбрали именно Школу дизайна от ВШЭ?
— После 11 класса я брала перерыв в год от учебы, чтобы понять себя, что я хочу и что мне интересно. В один из дней я попала на день открытых дверей Школы дизайна. Изначально, была полная уверенность, что я иду слушать про анимацию и иллюстрацию. Как оказалось, тогда было представление направления «коммуникационный дизайн», который на тот момент я даже не рассматривала. После лекции, пришло осознание, что мне очень близка эта концепция.
В дизайне меня вдохновляет то, что в каждой песчинке есть идея. Все наполнено смыслом, каждый элемент — как метафора, как знак, и все не просто так. Именно это мне и понравилось. Позже мне предложили сходить на подготовительные курсы от данной программы, я очень долго думала над этим, но мама меня уговорила. Сразу, просто буквально с первого занятия, когда нам показывали студенческие работы, я поняла, что да, я хочу здесь учиться.

— С каким проектом вам было сложнее всего работать?
— Больше всего сложностей вызвал проект по книге. Это очень точная и кропотливая работа, где важен каждый миллиметр. Было трудно, но в итоге я справилась
— Есть ли у вас дизайнеры, за которыми вы особенно следите? Кто вас вдохновляет?
— Да! Есть дизайнеры, которые меня вдохновляют и за творчеством которых я активно наблюдаю. И это про разный дизайн. Первая это Настя Петяхина — легенда питерской школы дизайна. Она поступала к нам в первые годы открытия программы. На третьем курсе, если я не ошибаюсь, она уже смогла поработать арт-директором для очень крупного журнала «Собака.ру». Ее историю постоянно рассказывают на днях открытых дверей. И меня это очень впечатлило. Также Настя Крылкова. Мне очень нравятся её подачи, её дизайнерские рилсы. Еще у нас очень много классных ребят, которые меня вдохновляют и которые уже на втором курсе делают очень крутые взрослые проекты.

— С какими профессиональными трудностями и страхами вы сталкиваетесь?
— Больше всего меня пугает проявляться и сталкиваться с осуждением. Это то, с чем я постоянно работаю. Нужно всё время напоминать себе, что невозможно понравиться всем — всегда будут те, кому мои работы откликнутся, и те, кому нет. Принять это непросто, и я до сих пор часто возвращаюсь к этой мысли.
— О чем вы мечтаете как дизайнер? И куда вы хотите двигаться дальше: фриланс, студия, свой бренд?
— Я мечтаю о том, чтобы найти свой рабочий ритм. Пока мне довольно сложно работать регулярно, но главное для меня — чтобы работа приносила радость. Даже если ты выбрал профессию, которая тебе действительно нравится, всё равно бывают моменты, когда она превращается в рутину, и тогда становится непросто сохранять тот самый изначальный интерес. Мне очень хочется продолжать «гореть» своим делом и со временем по-настоящему состояться в профессии — это, наверное, такая базовая цель. И ещё — я хочу, чтобы мой дизайн отражал меня, был искренним и честным. Это для меня важно. А куда я хочу двигаться дальше? Фриланс, студия, свой бренд? Когда я только шла в дизайн, думала: «Как классно — можно быть на фрилансе, работать из любой точки мира». Но сейчас понимаю, что мне это не совсем близко. Мне хочется работать в агентстве, в команде — просто быть в найме. Особенно на старте, после выпуска из университета.
Уже в учёбе я замечаю, как сильно помогает сообщество: обмен мнениями, просмотр чужих проектов, рост рядом с другими дизайнерами — всё это очень вдохновляет. И в агентстве, мне кажется, это ощущение только усиливается. Там можно учиться у крутых специалистов, смотреть, как работают люди с разным опытом и подходами. Это реально круто. Дизайн классный ещё и тем, что он очень гибкий. Ну и, конечно, хочется когда-нибудь сделать что-то своё. Пока не до конца понимаю, про что это будет — но мысль такая есть.

— Что бы вы сказали себе, начинающему дизайнеру год назад?
— Я бы сказала — не стоит сравнивать себя с другими. Лучше сравнивать себя сегодняшнего с собой в прошлом и смотреть, как ты растёшь.
— Есть ли что-то, что вы хотели бы сказать тем, кто только начинает заниматься дизайном?
— Самое важное — быть открытым к новому и не бояться ошибок. В начале кажется, что у всех вокруг получается лучше, но это нормально. Учёба — это не про идеальный результат, а про процесс. Пробуйте разное, задавайте вопросы преподавателям, обсуждайте с однокурсниками. И не сравнивайте себя с другими – каждый идёт своим темпом. И, конечно, любопытство — это лучшее топливо. Если вам действительно интересно, вы всё освоите.
История Валерии Бердянской— это пример осознанного входа в профессию через любовь к визуалу и стремление к смыслу. Она только начинает свой путь, но уже точно знает: хороший дизайн — это не просто красивая картинка, а способ говорить с миром.