Анжелика Александровна Ютт – российская эстрадная певица, обладательница уникального колоратурного сопрано, композитор, вокальный педагог и продюсер, музыкальный эксперт. За свою карьеру пела в оперетте, выступала с симфоническими оркестрами, была участницей нескольких поп-коллективов, работала сольно. Живет в Москве и в Алуште. Замужем за российским и белорусским актером и продюсером Владимиром Станкевичем.
Анжелика Ютт – прекрасный собеседник, тем более что в ее багаже огромное количество историй, связанных не только с профессиональной деятельностью. Но в сегодняшнем интервью мы решили поговорить о ее творческой биографии и работе вокального педагога. Журналист Александр Новиков встретился с певицей и постарался узнать основные моменты ее насыщенной жизни.
Анжелика, добрый день! Расскажите, как музыка появилась в вашей жизни, о вашем образовании, первых опытах на сцене.
– Привет, Александр! Рада снова увидеться. Конечно, расскажу. В музыку я пришла, похоже, раньше, чем появилась на свет, в утробе мамы, которая, будучи беременной, пела на сцене. У нее красивый низкий голос и великолепное мастерство аккордеонистки. Когда я родилась, она постоянно пела мне песенки, а чуть позже разучивала их со мной. Таким образом, я научилась петь быстрее, чем говорить. Мы тогда жили в Крыму.
Во времена моего детства звезд было немного: Пугачева да Ротару – из самых известных. И я, маленькая трехлетняя девочка, нарядившись в мамино длинное платье, выходила в палисадник и, распустив волосы, пела песни из их репертуара, не зная о том, что, спрятавшись за забором, меня слушали соседи, а некоторые тетеньки даже платочками слезы утирали. Потом была музыкальная школа, и выяснилось, что я обладаю колоратурным сопрано.
Я много выступала на концертах от музыкальной школы – и с хором, и как солистка; и с другими музыкальными и театральными коллективами, куда меня приглашали как с детскими песнями, так и не с детскими. Публику забавляло то, что маленькая первоклашка исполняет сначала песню про щенка – «мой щенок похож немного на бульдога и на дога» – а следом идет «Лебединая верность», которую пела София Ротару, ну а потом ещё и «Арлекино» из репертуара Пугачевой.
Я никогда не боялась сцены, никогда не переживала и не волновалась перед выступлением; мне, наоборот, хотелось показать весь свой драйв, поднять всем настроение, повеселить публику и получить ответную энергию в виде аплодисментов и оваций. А потом, обучаясь в музыкальном училище, мне приходилось вступать в полемику не только с преподавателями, но и с учебными пособиями по причине попыток убедить меня в том, что у женщин, например, нет фальцета или что невозможно совмещение эстрадного и оперного вокала.
Я была живым примером и обратным доказательством, когда, например, днём сдавала зачеты и экзамены по академическому вокалу, а вечером выступала с эстрадным коллективом, играющим поп и роковый репертуар.
В юности вы работали в театре оперетты в Симферополе. Расскажите об этом периоде.
– Едва мне исполнилось восемнадцать, как я получила приглашение стать примой в театре «Музкомедии». Мне нравился театр, нравилась его атмосфера, я обожала коллектив, но в какой-то момент мне стало как-то тесновато. Театр – это всё-таки храм со своим послушанием, там строгие рамки, нужно всё делать так, как говорит режиссер, выполнять все строго по постановке, а мне всегда было трудно удержаться в рамках дозволенного – ну, конечно же, в творческом плане. И даже при плотном театральном графике я умудрялась параллельно работать с эстрадными коллективами, где отрывалась, исполняя репертуар в стиле поп и рок.
К тому же, музыкальную школу я окончила с отличием по классу фортепиано, и совершенно легко и спокойно сочиняла и импровизировала как вокально, так и на инструменте, абсолютно в различных музыкальных стилях – любила я это дело. Может быть, поэтому мне и было тесно, хотелось развернуться все шире и шире.
Анжелика, потом была работа с Ласковым Маем и Александром Серовым, так ведь?
– Да. На одном из эстрадных концертов я получила приглашение от концертного директора Московской Филармонии для участия в совместной концертной программе с Юрой Шатуновым. После этого были совместные гастроли и с Ириной Аллегровой, а чуть позже меня пригласил в свою программу Александр Серов. У меня был свой сольный блок. Вот тут-то певица Анжелика Ютт и узнала, что такое по-настоящему плотный гастрольный график: без продыху, пять-шесть концертов каждый день в течение двух-трех месяцев, затем на неделю домой набраться сил и опять вперёд. И так в течение двух лет.
Анжелика, как получилось, что вы перебрались из Крыма в Белоруссию? И расскажите о работе солисткой легендарного оркестра Финберга.
– Переехала я по личным обстоятельствам, не буду афишировать, и тут же получила приглашение в популярный тогда ВИА «Чаровницы». Начала работать с этим коллективом, всё было весело, безоблачно, но вдруг… раздается звонок с приглашением стать солисткой оркестра под управлением Михаила Финберга. Конечно, я сразу поехала к ним в репетиционный зал, и там попробовала всю атмосферу живого оркестрового звучания. Когда слышишь каждую скрипочку, тромбон, трубу, виолончель, каждый ударный инструмент – конечно, это несравнимо с маленьким ВИА.
Оркестр Финберга, я напомню – это самый первый оркестр, который сопровождал программу «Угадай мелодию» на Первом канале. Началась плотная работа, каждодневные репетиции, концерты, выступления, интервью, эфиры на центральных телеканалах и радиостанциях Беларуси. Появились первые хиты, написанные для меня известными белорусскими авторами.
Как в вашей жизни появился Владимир Станкевич?
– Естественно, благодаря профессиональной деятельности)). Параллельно с работой в оркестре у меня были и свои сольные выступления и участие в сборных концертах, чему не очень-то радовался мой дорогой руководитель Михаил Яковлевич Финберг. Для него Анжелика Ютт всегда была любимой “доченькой”. Как говорится – творческая руководительская ревность, но меня это не останавливало. И вот, на одном из таких концертов я познакомилась с Владимиром Станкевичем. Это был сборник, который вел Володя, а у меня там был сольный блок…
Вот уж никогда не подумала бы на тот момент что проживу с этим человеком тридцать лет в законном браке)). У меня к тому времени уже был записан, но еще не выпущен, первый альбом «Берег любви», куда вошли песни моего собственного сочинения и песни замечательного композитора Петра Картавого, который успешно сейчас сотрудничает с певицей Нюшей.
Я прилетала к нему в студию в Краснодар, и мы творили, творили, творили. Но, как бы ни злился на меня Михаил Яковлевич за хождение, как он говорил, «налево», представлять Белоруссию на фестивале «Белостоцкие мальвы» республика Польша выбрала именно меня. С этим было не поспорить, и я получила массу удовольствия от работы с оркестром под управлением Станислава Фиалковского, после чего ровно через год я уже получила приглашение лично от самого маэстро Фиалковского на тот же фестиваль и еще на целую серию концертов в сопровождении его оркестра.
Когда я вернулась из Польши, на одном из концертов в Минске, который опять же вел Владимир Станкевич, мы с Володей как всегда разговорились о творческих планах и решили сделать кое-какие совместные треки в набиравших тогда популярность в стилях техно и евродэнс. В результате и родилась новая группа «Элегантная компания», спустя какое-то время переименованная в «Анжелику».
У вас был период работы с известным на тот момент продюсером Игорем Селиверстовым, раскрутившим, в частности, группу «Стрелки».
– Материал группы «Анжелика» стал продвигаться на московский рынок, но чтобы прочнее на нем закрепиться, нужна была музыка более клубно-дэнсового танцевального направления. Для этого был сделан пробный трек «Над облаками», благодаря которому я и получила предложение подписать контракт с продюсером Игорем Селиверстовым.
Песня «Над облаками» моментом разошлась по всем ведущим радиостанциям – «Русское радио», «ХИТ FM», радио «Динамит», «Юность», «Милицейская волна» и так далее. Затем туда же попали песни «Я люблю», «Замок из песка», «Запрещу тишину», и так родился целый альбом «Над облаками», с которым я успешно гастролировала по Германии, Голландии, Австрии.
Это был совершенно другой, новый для меня стиль, и я сомневалась в его успехе, но когда увидела, как в Германии вместе со мной мои песни поет весь зал, поняла, что продюсеры все-таки иногда бывают правы.
Расскажите про свой самый любимый сольный альбом.
– Альбом «Над облаками» явился своеобразным подиумом для меня, после него я получила наконец-то возможность писать и исполнять музыку не только для рынка, но и для себя. Мне захотелось спеть что-то душевное, и я обратилась к своему другу, композитору и аранжировщику Александру Никульшину, который предоставил мне папку своих песен на выбор. Я безумно влюбилась в один его трек. Он долго спорил со мной, говорил, что песня ерундовая, никуда не пойдет, и вообще хотел ее удалить, выбросить…
Я песню вырвала практически из его рук, записала, и это стало новой вехой моей истории. Это была песня «Прощай». Я тогда ещё не знала, как именно сложится ее судьба, но была твердо уверена, что мимо цели она не пройдет. Песню буквально на следующий день после записи подхватили «Русское радио», «ХИТ FM», «Love Radio», «Европа Плюс» и многие другие центральные и региональные радиостанции. Клип «Прощай» разошелся по всему миру. Его ротировали не столько даже в России, сколько в Германии, в Эстонии, Франции, США, Израиле, Мексике, Австрии. Мне предлагали выпустить версию на английском, но я категорически отказалась, так как вся прелесть этой песни именно в исполнении на русском языке.
Конечно, я понимаю законы конъюнктуры, и как порой жестока она бывает по отношению к творческим душам, и на этот раз я себя ломать не стала. В альбом «Прощай», который я выпустила тогда на «Мистерии звука» вошли песни в основном моего сочинения, и могу сказать откровенно – в этом альбоме, как и в песне «Прощай», моя душа.
Анжелика, вы, наверное, единственная, в чьем багаже столько работ с гимнами. И, главная из них – соул-версия Гимна России.
– Гимны – это отдельная история. Как-то сижу за роялем, импровизирую, наигрывая и напевая Гимн России. Пела искреннее, спокойно, в своё удовольствие, и подумала: «какой же у нас красивый гимн, мелодичный». Пела просто для себя, и не заметила, как за моей спиной стоял и внимательно слушал мой муж и по совместительству креативный продюсер Владимир Станкевич. Он попросил, чтобы я повторила, а потом сказал, что нужно аранжировать, записать и оформить под ключ это произведение. И именно так, без напряжения, как я это спела для себя.
Я сначала подумала, что это шутка, но спеть-то мне не сложно, хотите – пожалуйста. И, раз уж мне предстояло это сделать, я представила Гимн не торжественным, не маршем, а подумала, как бы его спела любящая свою Родину женщина. В итоге так и получилось, мы записали, сделали видео, и моя версия была признана самой трогательной версией Гимна России, набравшей миллионы и миллионы просмотров.
Через некоторое время после выхода в свет этого видео, со мной связалось руководство только что образованной Луганской Народной Республики. Меня спросили, не могла бы я написать гимн ЛНР в стиле своей версии гимна России. Срок был дан не более двух суток. Мне прислали текст луганского автора Алексея Резникова, я села за клавишный инструмент и буквально через десять минут музыка была полностью сочинена. И с четырнадцатого по шестнадцатый годы гимн, сочиненный мной, был официальным гимном Республики.
Да, это был настоящий гимновый период в моём творчестве, так как через некоторое время ко мне еще раз обратились с такой же просьбой. Позвонил староста деревни Волочаново – Валерий Аркадьевич Федотов, профессор, кандидат экономических наук, и попросил написать гимн Волочановскому краю на его стихи, опять же в стиле соул. Работа снова была выполнена за считанные минуты, как будто кто-то сверху продиктовал. Был снят видеоклип под названием «Гимн Волочаново», который можно посмотреть в Ютубе.
Да, впечатляет! А что было дальше с евродэнсом и экспериментами со стилями?
– Работая в стилях поп и клубный дэнс, я вдруг заностальгировала по своему колоратурному сопрано. Я вовсе не собиралась возвращаться на классическую сцену, но захотелось как-то совместить оперный голос и клубно-дэнсовый стиль. Так и появилась на свет в моём вокальном исполнении сороковая симфония Моцарта в стиле транс.
Представители австрийского лейбла «Миллениум опера», услышав эту композицию, предложил выпустить в таком стиле полноценный альбом, причём упор был сделан на то, что некоторые произведения до меня вокально никто в мире не исполнял. Помимо сороковой симфонии Моцарта – это, например, танец маленьких лебедей Чайковского.
В новый экспериментальный альбом из классических произведений вошли «Соловей» Алябьева, «Аве Мария», попурри из оперетт. Дополнительно к классике появились и оригинальные трансовые эмбиент-произведения с включением вокализов, спетых колоратурным сопрано. Альбом получил название «Mystery of Time», и был издан в виде CD-DVD двойника.
После таких экспериментов со стилям я стала получать одно за другим предложения о совместной работе от европейских и американских лейблов. Они мне высылали свои аранжировки, я сочиняла и исполняла вокальную линию, либо вокализами, либо на английском языке. Затем там это всё сводилось, выпускалось и ротировалось. Ротируется и сейчас.
Анжелика, теперь расскажите про свою работу вокального педагога. И как ты можешь оценить способности приходящих к вам учеников? Много ли действительно талантливых, и есть ли те, кому категорически нельзя петь?
– Вокальным преподаванием я занимаюсь уже более двадцати лет, и использую собственную авторскую методику совместно с методикой Сета Риггса и других мировых лидеров вокального мастерства. Также применяю уникальный метод преподавания сольфеджио, который позволяет в кратчайшие сроки усвоить программу семилетней музыкальной школы и с отличными результатами поступить в среднее или высшее музыкальное учебное заведение, свободно ориентироваться в мире музыкальной грамоты, сочинять музыкальные произведения, импровизировать вокально и инструментально.
Все, кто у меня занимался по сольфеджио, все, абсолютно все, кого я готовила, поступили и в средние, и высшие эстрадно-джазовые заведения, и в Гнесинский институт. Насчет способных и талантливых – на самом деле тех, кому петь противопоказано, я встречала не так уж много, буквально единицы. В основном, мои ученики делятся на три категории – те, кто обучается быстро, чуть помедленнее, и совсем медленно. Если я слышу, что человек, даже сперва не попадая в ноты, слышит свои огрехи, то с ним можно работать, и, в дальнейшем, он, возможно, быстро пойдет вперед.
И еще, помимо технических моментов, многое зависит от психологии. Психологическое состояние первично. Нужно снимать внутренние зажимы. Если человек в душе артист, то, сняв блоки, его нужные качества можно развить и укрепить – подтянуть технику, «настроить» уши для правильного интонирования. Постановка голоса – это целый мир. Я помогаю также правильно подобрать репертуар и правильно его исполнить, записать в студии. Так что я не только вокальный педагог, но и вокальный продюсер.
Вы довольно часто появляетесь в различных телепрограммах и телешоу. А были ли предложения сниматься в кино?
– Да, я периодически выступаю в роли эксперта в программах Первого канала, у Гордона, Малахова, например. Заседала в жюри конкурса молодых исполнителей продюсерского центра Григория Лепса, да и многих других конкурсов. Даю интервью для изданий и телеканалов.
Насчет кино – был такой опыт. Я снялась в сериале Андрея Соколова «Адвокат». Иногда поступают предложения, но далеко не всегда интересные, не всегда выгодные. Если предложат что-то по душе – то не откажусь. Тут я полностью разделяю мнение своего мужа Володи, профессионального актера. Но, на самом деле, к сожалению, всё меньше и меньше профессионалов в киноиндустрии; как говорят белорусы – «нема того, что раньше было».
Посмотрите на Алису Фрейндлих, посмотрите на Мягкова, ну, разве что, может быть, такие актёры, как Сергей Безруков, как Екатерина Гусева. Да, это мастера, но, к сожалению, на сегодняшний день таких мастеров остались считанные единицы, а сниматься с дилетантами, в каких-то дилетантских фильмах или каких-то сериальчиках просто не интересно.
Анжелика, спасибо за насыщенное интервью, с вами можно разговаривать бесконечно. Ну и привет супругу!
– Спасибо, «Интервью Эйдж»! Всем добра!
Интервью подготовил Александр Новиков