Дмитрий Борисович Четвергов (родился 23 июня 1961 года в Москве) — советский и российский музыкант, гитарист, композитор, аранжировщик, продюсер. Один из лучших гитарных маэстро России. В восьмидесятых-девяностых годах выступал в составе групп «Экипаж», «Квадро», «Кураж», «Дюна», группы Николая Носкова «Николай». Регулярно получал приглашения к участию в различных крупных проектах.
Позже работал с популярной певицей Алсу и звездой мирового рока Джо Линн Тернером (Rainbow, Deep Purple). Многие годы посвятил сотрудничеству с титанами отечественной музыки, композиторами Эдуардом Артемьевым и Алексеем Рыбниковым. С середины двухтысячных годов плотно занялся сольной карьерой и преподавательско-просветительской деятельностью.
Мы пообщались с Дмитрием Четверговым и обсудили, насколько сложной является жизнь творческого человека, легко ли стать знаменитым, и что важно знать начинающим артистам.
Дмитрий, добрый день!
– Добрый день, Александр.
В сегодняшнем интервью наше издание хотело бы затронуть вопрос, как стать знаменитым. Звучит банально, но этим вопросом задается практически каждый музыкант, тем более, талантливый музыкант. Понятно, что во многом это – дело случая, но все же…
– Давайте попробуем.
О вас есть много информации в интернете, но, все-таки, хотелось бы услышать из первых уст, как сложилось, что вы стали профессиональным, востребованным артистом. Расскажите о своем детстве, знакомстве с музыкой, первых музыкальных опытах. Может, и не всегда удачных…
– Вообще-то, в далеком детстве я мечтал стать пианистом. С гитарами сначала не сложилось. Моя бабушка рассказывала, что, когда мне было три года, я нашел у нее в деревне старую сломанную гитару и разбил ее топориком. Это было задолго до того, как Ритчи Блэкмор сделал своей фишкой расправу над инструментом на сцене. Так что, я, в какой-то степени, стал первооткрывателем гитарного вандализма)). Шучу, конечно. А с пяти лет я стал заниматься фортепиано.
Ritchie Blackmore – гитарист-виртуоз британской группы Deep Purple. В 1970-х годах устраивал на концертах перформансы с разбиванием специально подготовленной для этих целей гитары.
А почему все-таки фортепиано? И кто вообще был инициатором вашего обучения? Родители имели отношение к музыке?
– Инициатором был старенький однопрограммный приемник на кухне у моей бабушки, из которого доносились чарующие фортепианные звуки. Эта была настоящая магия. Как я узнал позже, по радио звучала игра Святослава Рихтера, а Рихтеру принадлежат великие слова: «Если я не играю три дня, это начинает замечать публика. Если не играю два дня – замечают близкие и мой директор. А если не играю один день, то замечаю только я». Об этом, кстати, я теперь говорю всем своим ученикам.
Так вот, в совсем юном возрасте я настолько заразился мечтой стать пианистом, что мне был куплен настоящий инструмент фирмы «Заря», который восемь грузчиков мужественно тащили на двенадцатый этаж без лифта, а я путался у них под ногами, сгорая от нетерпения скорее прикоснуться к клавишам. Открывая крышку инструмента, маленький Дима Четвергов представлял, как он сейчас забабахает не хуже Рихтера, но потерпел жестокое фиаско – никакой музыки не получилось по причине неумения ее исполнять)).
И тогда мама сказала мне фразу, которую я запомнил на всю жизнь: «Ну что, сынок, теперь ты понимаешь, что нужно работать?». И я стал работать. Иногда, конечно, из-под палки, потому что, честно, ненавидел ноты и старался играть по памяти. Кстати, это, в итоге, пошло мне на пользу, потому что я научился запоминать произведения, играть их на слух.
То есть, чтобы стать знаменитым музыкантом, необходимо заниматься ежедневно. Логично.
– Музыкант вообще должен брать инструмент в руки каждый день, особенно, если он готовится как какому-то мероприятию. По-хорошему, это как идти на работу – встаешь утром, надо, не надо, а идти необходимо. Можно разыгрываться, изучать гармонию, мелодику какого-либо произведения. В общем, держать себя в тонусе.
В позднем детстве и юности вы не задумывались о том, что быть артистом – на самом деле тяжелая и порой неблагодарная профессия?
– Нет. Даже не задумывался. Я просто изучал музыку, погружался в нее. Моим любимым композитором был Шопен. Играя его прелюдии, я чувствовал, что могу импровизировать, перекладывать их на другой лад. Например, до-минорный прелюд стал основой для начала моего пути в импровизации. А потом я услышал Beatles, и окончательно понял, что хочу стать гитаристом.
Романтика посиделок у костра под гитару сделала свое дело. Ну, и «Белый Альбом» «Битлов», в котором уместились и лирика, и рок-н-ролл.
The Beatles – “The Beatles”. Известен также как “White Album”. Десятый по счету студийный релиз группы и единственный двойной альбом в их дискографии. Выпущен в 1968-м году. Достиг первого места в чартах Великобритании и США и заслуженно считается одним из величайших рок-альбомов всех времён.
Расскажите про свои первые шаги на профессиональной сцене. Как Дмитрий Четвергов понял, что становится знаменитым?
– На профессиональной сцене я с 1982-го года. После демобилизации из армии я присоединился к группе Тюменской Областной Филармонии «Экипаж». Но главной ступенью в моем движениии на большую сцену стала группа «Квадро» Вячеслава Горского. В ней я заменил Виктора Зинчука, того самого, который до сих пор считается одним из лучших гитарных виртуозов России.
Начались первые гастроли, прошло выступление на «Панораме-86», где на меня впервые обратили внимание как на гитариста. Критик Артемий Троицкий хорошо обо мне написал, и я, благодаря ему, попал в пятерку лучших гитаристов того времени. С тех пор я уже находился в рейтингах. Так что, если бы я во время не попал на прослушивание в «Квадро», всего этого могло бы и не быть.
Дмитрий, как проще работать – сольно или в составе группы? И где больше шансов стать знаменитым?
– Проще, конечно же, быть в коллективе. В коллективе все равны, делают общее дело. В коллективе даже можно в меру расслабиться. Тебя всегда прикроют и помогут. Но любому артисту, все-таки, хочется быть самодостаточной единицей. Но, когда ты выходишь на сцену, грубо говоря, один, к тебе уже совсем другие претензии. Здесь все зависит в первую очередь от тебя самого. Вот и я в один момент понял, что хочу быть сам по себе. Что немаловажно, я чувствовал в себе силы, и мне было, что сказать. А если есть, что сказать, надо не бояться, не прятаться за спины, тем более, если то можешь донести слушателям свой посыл.
Что самое важное в организации работы сольного артиста?
– Самым главным менеджером сольного проекта должен быть непосредственно музыкант. Он обязан себя организовывать, не расслабляться и не уходить в эйфорию от осознания своей востребованности и популярности. Скажем так, у артиста должен работать еще и свой внутренний менеджер. И этому менеджеру противопоказано безмерно спать, быть нетрезвым и не в меру радушным. Его нужно воспитывать, чтобы продвигать свою музыку.
Также нужно убивать в себе снобизм, потому что человеку эгоцентричному сложно в обычной жизни и на сцене. Но не надо быть и слишком скромным. И в жизни, и в творчестве. Я, например, многое почерпнул, изучая биографию Сергея Прокофьева. Он не стеснялся использовать свои удачные наработки в разных произведениях, перерабатывать их, по-разному подавать. Это была его музыка, и он ее, говоря современным языком, продвигал как менеджер, как организатор собственного творческого процесса. Сейчас то же самое. Ты должен понимать, как и для кого будет работать твоя музыка, проводить исследования в области таргетинга.
Так что менеджера нужно воспитывать в себе постоянно. И это касается не только сольных артистов, но и работающих в коллективе. Приведу пример. Самый любимый проект, в котором я принимал участие – группа «Кураж». В 1990-м году мы выпустили фантастическую пластинку с очень фирменным звуком. Моими коллегами были профессиональнейшие музыканты. При грамотной продюсерской работе эта группа могла бы конкурировать с такими западными монстрами, как Mr. Big и Def Leppard.
«Кураж» — советская рок-группа, созданная в конце восьмидесятых годов участниками различных московских профессиональных коллективов – Андреем Кольчугиным, Дмитрием Четверговым, Михаилом Саушевым, Михаилом Лотковым и Андреем Шатуновским, и ставшая, таким образом, супергруппой в прямом смысле этого слова. Стилем был выбран популярный на тот момент софт-рок. В 1990-м году на виниле выпущен дебютный альбом «Ветер в гривах».
Мы выступали около полутора лет, был гастрольный тур, мы ездили в Европу, в частности – в Вену. Но проект просуществовал недолго. Мы были в эйфории от того, что записали и выпустили такую крутую пластинку и, честно говоря, расслабились. У некоторых товарищей начались проблемы с алкоголем. В общем, стандартная реакция артиста на то, что он стал знаменитым.
То есть, говоря водительским языком, не справились с управлением?
– Да, абсолютно верно. Это было большой ошибкой. Не хочу хвалиться, но мой «внутренний менеджер» заставлял меня часами сидеть на студии, работать с аранжировками, выруливать звук. «Дмитрий Четвергов все сделает» – это, конечно, хорошо, но, повторюсь, каждый артист должен отвечать, в первую очередь, за себя. Хотя, в любом случае, круче этого проекта по всем показателям – музыка, аранжировки, тексты, вокал – в России еще не было. Кольчугин был вокалистом от Бога, одним из лучших в нашей стране, и мог бы стоять сейчас в одной когорте с Валерием Кипеловым, Николаем Носковым. Очень жаль, что Андрей рано ушел.
Чтобы стать знаменитым артистом и удержаться на вершине, нужен…
– Да, нужен самоменеджмент, назовем это так. Возьмем, к примеру, группы «БИ-2» и «Кино». Я никогда не был поклонником их музыкального творчества, хотя и с теми и с другими в свое время много общался. Но что мы видим сейчас? «БИ-2» до сих пор держат свою аудиторию, а Виктор Цой спустя тридцать лет после смерти остается главным рок-кумиром страны. Ребята знали, как нужно работать, при этом не стоит забывать продюсерскую заслугу Юрия Айзеншпица, который сумел сделать из «Кино» мегазвезд.
Дмитрий, расскажите немного о своем сольном творчестве, преподавании гитары, нынешних проектах.
– В 1997-м году я выпустил свой первый сольный альбом «Свободный полет», потом был период работы с Алсу и участие в проекте Михаила Меня “Made in Moscow”, главными действующими лицами в котором стали бывшие участники Deep Purple, легенды рока Glenn Hughes и Joe Lynn Turner. Я записывал гитары для этого альбома, а позже мы с Джо выступили на его презентации. До сих пор поддерживаем с ним отношения. Кстати, наш человек, живет в Минске со своей женой, уроженкой Белоруссии.
В 2005-м вышел мой второй сольный альбом «С цветка на цветок», и в том же году я организовал «Мастер-школу Дмитрия Четвергова». Я провожу индивидуальные занятия с людьми, которые хотят серьезно обучаться музыке, и не только игре на гитаре. Обучаю всему, что необходимо для выхода на сцену, начиная с игры на инструментах и заканчивая имиджем. Также консультирую уже состоявшихся музыкантов, которые хотят заниматься сольной деятельностью. Провожу раз в месяц онлайн-трансляции «Четверговые тона» на YouTube канале КПЦ «Дубрава». Да, и еще недавно у меня вышел альбом «Повороты Судьбы». Работы хватает.
Подводя итоги, можно сказать, что любой артист имеет возможность стать знаменитым, востребованным, если будет много работать и постоянно держать себя в тонусе.
– Конечно! Для достижения успехов нужно уметь думать в правильном ключе и не расслабляться, работать над собой и оттачивать мастерство. И, не забывайте, что плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Артист должен хотеть подняться на вершину, и если он делает это искреннее, слава, скорее всего, найдет его сама.
Дмитрий, спасибо за содержательную беседу, а ссылки на ваши ресурсы мы обязательно приложим.
http://www.chetvergov.ru/
https://vk.com/dmitry_chetvergov
https://www.youtube.com/@chetvergoff
Интервью подготовил Александр Новиков