Алтунин Андрей Алексеевич – российский хореограф, преподаватель, магистр хореографического искусства, автор научных публикаций.
Андрей Алтунин начал интересоваться балетным искусством в возрасте пяти лет, и, в итоге посвятил этому искусству двадцать лет жизни. Окончил Российский Институт Театрального Искусства – ГИТИС. С 2015-го по 2021 годы служил в государственных театрах. Шесть лет в преподавании как педагог-хореограф, воспитывающий культуру движений у танцоров и спортсменов. Его направления – балет, народно-характерные танцы, бальные танцы, эстетическая и художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание, синхронное плавание, историко-бытовые танцы. С 2021 года по настоящее время Андрей Алтунин – спортивный хореограф у художественных гимнасток в МКСШОР «Север».
Здравствуйте, Андрей! Хотелось бы немного поговорить о вашей работе, вашем опыте артиста балета и преподавателя.
– Здравствуйте, Александр! Конечно, с удовольствием отвечу на ваши вопросы.
Андрей, вы заинтересовались балетом в возрасте пяти лет, и родители отвели вас в хореографическую школу на подготовительное отделение. Трудно ли было заниматься в таком возрасте?
– На начальном этапе подготовки важно не растерять интерес ребёнка к занятиям, направить его, агитировать к развитию в заданном направлении. Трудно в такой ситуации как раз педагогическому составу. Оглядываясь назад, понимаю, что, да, мои педагоги справились с этой задачей великолепно, и я продолжил свой путь из подготовительного отделения дальше, в подготовительное отделение Московской Государственной Академии Хореографии.
Расскажите про Московскую Государственную Академию Хореографии
– В моё время она негласно считалась и держала статус лучшей школы в Москве по подготовке артистов балета. В народе её называли школой Большого Театра. Туда-то я и отправился, сначала в подготовительное отделение, к заслуженному артисту России Андрею Алфёрову, а затем и в первый балетный класс, набрав самый высокий вступительный бал благодаря качественной подготовке и природным данным.
На этапе своего обучения артиста балета вы переходили от одного педагога к другому, что позволило вам понять, что есть действительно талантливые педагоги и есть люди без стремления к развитию, со своими глубинными жизненными проблемами, которые пытаются повысить свою самооценку за счёт детей и которым быть педагогом просто нельзя. Расскажите поподробнее об этом опыте. Что категорически нельзя делать преподавателю?
– Действительно, подготовка артиста балета занимает восемь лет, и за это время мне посчастливилось поработать со многими мастерами. Плохой опыт – тоже опыт. И, скажу честно, педагог ни в коем случае не имеет права оскорблять, унижать и рукоприкладствовать, а также препятствовать процессу обучения (грубо говоря, выгонять с урока), тем более при работе с несовершеннолетними учениками.
Параллельно с обучением вы работали в студиях танца и фитнес-клубах. Первые деньги заработали как актёр фильма «Пластика речи» Аллы Чапаевой в роли ученика балетного училища – немного об этих вехах вашей жизни.
– На этапе обучения меня пригласили сыграть роль ученика балетного училища в фильме, который Алла готовила на фестиваль. Так вышло, что я сыграл самого себя и получил за это свой первый гонорар. А работать в фитнес-клубах и студиях танца я начал уже ближе к выпуску, на восьмой год обучения. Мне хотелось финансово поддержать свою семью, плюс я делился своими знаниями по танцевальным направлениям.
Почему всё-таки оставили балет? Когда пришло понимание, что вы в большей степени педагог?
– В общей сложности я служил в театрах шесть лет, и за это время, к сожалению, я не смог найти то место, которое бы меня устраивало. Хотелось быть нужным и полезным. Засевшая с детства мысль, что я вырасту и стану хорошим педагогом, давала о себе знать каждый день. Плюс, шесть, проведенные лет в ВУЗах, очень хотелось использовать по назначению.
Одно из ваших основных направлений преподавания – спортивная хореография в женской художественной гимнастике. Расскажите поподробнее о специфике. Трудно ли работать с девочками, как проявляет себя женская натура во время каких-то сложных моментов, связанных с обучением.
– В настоящее время я даю уроки хореографии для художественных гимнасток в ГБУ ДО МКСШОР «Север» под руководством заслуженной артистки РФ и кандидатом педагогических наук Инны Владимировны Гинкевич, которая, являясь главным хореографом, помогла мне в освоении специфики именно спортивной хореографии.
В этом направлении основной коллектив и ученики – прекрасная половина человечества и работа с ними, это всегда интересный, творческий процесс. Они более эмоциональны и искреннее, чем мужчины. Спортивная хореография — это вызов каждому специалисту в области хореографии. Ведь спорт — это быстрее, выше, сильнее.
Ваши персональные методы обучения и тренировок. Есть ли возрастные ограничения и ограничения, связанные со здоровьем?
– Я работаю непосредственно с запросами своих учеников или их представителей – родителей, тренеров – по конкретным задачам. Я люблю точность, и в своей работе достигаю поставленных целей, решая конкретные задачи. В моей практике встречались как совсем юные ученики возрастом три-четыре года, так и возрастные, проходящие курс восстановления после операций. Моя методика обучения трансформируется под каждого конкретного ученика.
Какие существуют плюсы и минусы для занимающихся художественной гимнастикой? Кому строго противопоказаны занятия?
– В плюсы можно записать отличную физическую форму, развитие координации. Минусы могут сложиться из множества факторов – так, например, можно столкнуться с рядом травм на пути своей карьеры, что применимо к артистам балета. Противопоказания же лучше уточнить у компетентного врача в индивидуальном порядке.
Художественная гимнастика – это, по-вашему, больше спорт или искусство? Шахматы, причисляемые к спорту, например, таковыми, по сути, не являются.
– Художественная гимнастика — это спорт. А хореография во время подготовки — это искусство.
На днях я брал интервью у ветерана советской спортивной гимнастики Лидии Ивановой. Почерпнул много интересного. Вы обращаетесь к «опыту классиков» в своём направлении?
– Я регулярно обращаюсь к опытным специалистам и тесно сотрудничаю с профессионалами каждого направления, с которыми работаю, чтобы результат моей работы был максимально продуктивным.
У вас много увлечений помимо основной деятельности. Хотелось бы услышать про них, и почему именно такие предпочтения?
– Из-за своей профессии я пропустил много интересных хобби – лыжи, роликовые коньки, коньки, скейтборд, сёрф, сноубординг. И все это ввиду повышенного риска травматизма этих видов. Поэтому, я забрал то, что оставалось – езда не велосипеде, картинг, путешествия. В общем, все, чтобы почувствовать себя свободным. Настольный теннис, бадминтон и футбол, чтобы не выходить из формы. Графический дизайн и электрогитара – для души.
Пару слов для тех, кто захочет пойти по вашим стопам.
– Вы должны быть готовы много и постоянно обучаться, оттачивая своё мастерство. Следить за современными научными исследованиями, изучать альтернативные взгляды, авторские методики, перенимать опыт коллег на международной сцене, посещать семинары и мастер-классы ведущих специалистов.
Интервью подготовил Александр Новиков