Несмотря на активный уход рекламы в онлайн, наружная реклама продолжает свое существование, и более того, тоже активно развивается и демонстрирует новые технологии для привлечения клиентов рекламодателям. Одним из крупных игроков в этой сфере является российская компания ГК Альтима, начавшая свою деятельность в 1992 году. Альтима являлась исполнителем проектов по оформлению центрального офиса Банка “ВТБ” в Москва-Сити (Башня “ВТБ”), медиафасада на Останкинской телебашне, гостинице Космос, оформление ЧМ по футболу и Олимпиады в Сочи. “Интервью Эйдж” решило взять интервью у директора по развитию Читнева Дмитрия и узнать о тенденциях и развитии рынка наружной рекламы в России.
Здравствуйте, Дмитрий, скажите вкратце, что у нас считается наружной рекламой?
Дмитрий Читнев: Наружной рекламой считаются сообщения или информация, которая размещается на улице, в частности на внешних поверхностях зданий, сооружений и иных объектах. Формы наружной рекламы могут быть совершенно разными, начиная от небольшой фасадной вывески, заканчивая масштабными крышными установками, крупноформатными медиафасадами или видеоэкранами.
Насколько изменился облик российских городов с тех пор, как вы начали работать в этой сфере, и на смену ламп пришло диодное освещение? Появились объемные формы? Все стало больше и ярче для привлечения внимания?
– Наружная реклама, существовала всегда, однако за последние 20 лет рынок наружной рекламы, как и ее собственные формы проявления, претерпел значительные и существенные изменения. Если в 90-е и начале 2000-х годов мы говорили о банальных баннерных растяжках, изобилии простых вывесок, порой даже необъемных, то сегодня всю большую популярность приобретают светодинамические конструкции, такие как крышные установки (например: крышная конструкция RUSS OUTDOOR со светодинамическими эффектами, ФГУП “ЭНДОФАРМ”, Аэрофлот, ВТБ и др.), вывески и медиафасады. Таким образом, отвечая на вопрос, облик города значительно изменился.
Сегодня мы видим на улицах в 90% случаев световые объемные яркие вывески, иногда даже со светодинамическим эффектом, медиафасады и видеоэкраны совершенно разных размеров и форм. Без всяких сомнений, сегодня бизнес стремится к закупке качественной наружной рекламы, которая бы соответствовала последнему слову “тренда”. Одним из последних веяний “моды” стали так называемые 3D медиафасады, способные транслировать и воспроизводить рекламу с реализацией 3D эффектов. В России на сегодняшний день их не так много, но тем не менее, 15-20 лет назад мы и подумать не могли, что сможем использовать такие рекламные технологии и конструкции.
Визуальный эффект от 3D фасадов, которые были установлены, вроде бы в Японии, вызывал ажиотаж в соцсетях и набирал просмотры, например в ТикТоке, и то, как они работают потрясает. Не думаете ли, что 3D фасады может постичь та же участь, что и 3D телевизоры, то есть, их прекратят выпускать? Или это все же другая тема?
Говоря о 3D медиафасадах, следует оговориться и сказать, что такая формулировка не полностью отражает сущность конструкции. Сам, так называемый “3D медиафасад” не обладает чем-то сверхъестественным и специально может для 3D и не быть создан вовсе. Однако, если заказчик планирует транслировать 3D рекламу, он должен четко понимать, что для трансляции роликов подобного содержания ,медиафасад должен состоять условно из двух медиафасадов, которые стыкуются под прямым углом между собой, образуя единое полотно.
Далее, в систему управления медиафасадом загружаются анимационные ролики (motion графика), либо специальные VFX эффекты, которые и создают объемное 3D изображение. При конструировании 3D-медиафасада и составлении проектной документации, необходимо четко просчитывать угол стыка медиафасада. Правильно рассчитать вертикальное и горизонтальное положение фасада, иначе добиться 3D эффекта не получится, а изображение будет казаться плоским.
Если говорить о медиафасаде в целом и простым языком – это большой телевизор, в который можно вставить флешку и воспроизводить любой материал. Эффекта как с 3D телевизорами у медиафасада не будет, ведь как говорилось ранее, это лишь дело возможности заказчика транслировать 3D контент на имеющихся стыках 2 медиафасадов. Вот например, медиафасад, расположенный на заднии ФГУП “Эндофарм” имеет угловую структуру и, при желании, на нем можно транслировать 3D видеоролики, вопрос заключается лишь в разработке такого ролика и последующей его трансляции.
3D реклама действительно вызывает большой ажиотаж у проходящих мимо людей и способствует увеличению зрительных контактов. Не смотря на это, как говорилось ранее, эффект 3D будет наиболее четко виден лишь с определенного ракурса, что делает такую демонстрацию довольно узко-направленной, ведь для достижении максимального эфекта, необходимо не только смотреть такую рекламу под определенным углом, но и находится в относительной близости самого медиафасада.
Установить медиафасад там где ты хочешь не всегда получается, в связи с тем, что такая конструкция подлежит обязательному согласованию в государственных органах. Таким образом, не смотря на популярность и моду, в настоящее время конечные заказчики все же отдают предпочтения классическим вариантам и не ставят целью демонстрацию 3D материала. Ко всему прочему, разработать качественный motion ролик для такого медиафасада довольно дорого, и не каждая компания может позволить себе такую роскошь.
Дмитрий, как вы считаете насколько лет российский рынок наружной рекламы отстает от западного или американского, и отстает ли вообще? Может быть чего-то не хватает, например, каких-либо нормативных актов в законодательстве для более быстрого развития и внедрения новых технологий, есть ли бюрократизм в этой сфере?
– В части касающейся типов наружной рекламы, ее многообразия форм, Российский рынок не отстает. Технологические и монтажные решения наружной рекламы приблизительно одинаковы во всех странах мира. Однако, не смотря на это, объемы закупок наружной рекламы, конечно, сильно отстают от стран Запада и Европы. Недавно, в Лас-Вегасе закончили строительство так называемой MSG Sphere — самого большого сферического здания в мире, фасад которого состоит из 1,2 миллиона светодиодных панелей общей площадью 54 тысячи квадратных метров. Его высота составляет 111,5 метра, а ширина — 157 метров. Стоимость такой конструкции составила порядка 2,3 миллиардов долларов, переводя на Российскую валюту это около 225 875 180 000 рублей. Сумма колоссальная и проект масштабный. Можем ли мы изготовить такую сферу? Конечно можем, процесс производства такой конструкции, в части касающейся размещения и монтажа светодиодных панелей предельно понятен, но не смотря на это, сумма реализации такого проекта крайне высокая, в связи с чем маловероятно, что в ближайшее время в России будет нечто подобное, но мы надеемся.
На западе и Европе начинают входить в моду такие технологии и решения как кинетические фасады. Кинетические фасады представляют собой динамические конструкции, которые меняются в зависимости от определенных условий. Их элементы могут быть запрограммированы на изменение направления, внешнего вида или функционала при смене климатических факторов, необходимости повышения энергоэффективности, снижения температуры или по эстетическим соображениям. Башни Аль Бахр в Абу-Даби в Объединенных Арабских Эмиратах, наделенные компьютеризированным фасадом (кинетическим фасадом), который сделан из специальных панелей, которые открываются и закрываются, реагируя на движение солнца в течение дня, чтобы достигать оптимального затенения и попадания света в здание.
С точки зрения эстетики и архитектуры – это шикарное и креативное решение, ко всему прочему еще и красивое. Вопрос, можем ли мы это сделать? Да и в России уже были прецеденты таких решений. Так при проведении Олимпиады в г. Сочи оформлен фасад павильона компании “Мегафон”, состоящий из 11 тыс. телескопических поршней, которые превращают поверхность здания в трехмерный портрет. Во время Олимпийских игр на стене могли отображаться три лица болельщиков размером 6×8 м каждый. Внутри здания установлены несколько камер, которые сканируют лица людей. Причем их выражение лица может меняться каждую минуту. У нашей компании “Альтима” не было заказов на кинетические фасады, однако это был бы интересный опыт.
Таким образом, в настоящее время отечественный рынок наружной рекламы не во многом уступает зарубежному, по ряду решений – да, есть сложности, но если брать картину в целом, то мы на довольно высоком уровне, плюс ко всему, мы видим, что рынок цифровой наружной рекламы показывает рост в среднем на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если цифровая реклама показывает рост, рекламодателям нужны будут новые цифровые поверхности (медиафасады/видеоэкраны) и решения для трансляции своих рекламных компаний, а это неизбежно приведет к дополнительному росту всего рынка наружной рекламы.
В части касающейся бюрократии, следует сказать, что в этом проблем нет. Есть четкие правила, которым необходимо следовать для согласования тех или иных информационных (рекламных) конструкций. Наша Компания имеет большой опыт согласования таких конструкций, поэтому на себе каких-либо проблем, в части согласования, мы не чувствуем.
Кто в основной массе производители элементов рекламных конструкций, включая электронные компоненты? Как работает в этой сфере импортозамещение, появились ли российские новые производители?
– Если мы говорим о медиафасадах и видеоэкранах, то стоит сказать, что развитие новых светодиодных технологий привело к необходимости налаживать партнерские отношения с поставщиками и фабриками в Китае. Благодаря огромному опыту и знанию всех тонкостей технологий производства нас знают на ведущих фабриках Китая, как грамотных и надежных специалистов, с которыми выгодно вести бизнес. Нами разрабатываются образцы светодиодной продукции: светодиодные модули, светодиодные экраны, медиафасады для продвижения на российский рынок.
Продолжая тему импортозамещения, следует отметить, что все рекламные конструкции, в частности крышные установки, фасадные таблички и вывески, объемные буквы изготавливаются и производятся исключительно силами нашего производства. В России были попытки создать заводы по производству светодиодной техники полного цикла, однако, как мне известно это не принесло должных плодов и не получило широкую известность, надеюсь, что в будущем Российские рынки смогут предложить достойную альтернативу зарубежным партнерам, главное, чтобы это было по доступной цене и высокого качества.
Сегодня многие недобросовестные организации декларируют, что они имеют собственные заводы по производству светодиодных экранов, однако, как выясняется на практике, – таких заводов у них нет, и всю продукцию от и до они завозят из Китая. Как это понять? Очень просто, совершая заказ в таких организациях они обозначают ровно те сроки готовности, как бы вы везли из Китая, один в один, даже иногда и дольше. Спрашивается, в чем смысл таких заводов? При этом, если в Китае напрямую заказывать, сроки изготовления тех или иных компонентов значительно ниже, большая часть времени уходит именно на доставку. На вопрос, можно ли сотрудничать с Китаем по вопросу светодиодных экранов и медиафасадов – конечно можно, Китай показывает высочайший уровень в изготовлении и поставки отдельных компонентов. Сегодня это уже не тот Китай, что был 15-20 лет назад, сегодня – это высокотехнологичные организации, представляющие продукт, удовлетворяющий всем запросам сегодняшнего времени.
В какую сумму оценивается рынок наружной рекламы в нашей стране, если оценивать в сумме производства и сдачу рекламных площадей? Ваша компания занимается проектированием, согласованием, изготовлением, монтажом. Почему вы не занимаетесь сдачей площадей в аренду, либо есть какие-то дочерние компании для этого?
– По состоянию на 2022 год рынок наружной рекламы оценивался в 36,856 млрд рублей, это довольно внушительная и сильная цифра. Стоит отметить и подчеркнуть, что крайне важно заниматься той формой бизнеса в которой ты разбираешься. Бизнес по аренде медиафасадов, конструкций – совершенно другая история. Организации который занимаются сдачей каких-либо рекламных поверхностей рекламодателям называются операторами наружной рекламы. Операторы наружной рекламы – совершенно другой бизнес, пускай и плотно соприкасающейся с нашей отраслью. Мы с операторами взаимозависимы друг с другом, им необходимы рекламные поверхности и конструкции, новые рекламные технологические решения, мы же в свою очередь помогаем им в этом поприще, осуществляя разработку, создание и монтаж таких конструкций. По своей сути производитель наружной рекламы и оператор неразрывно связаны с собой тесным и плотным сотрудничеством. Некоторые считают, что оператор наружной рекламы – выходец из производителя наружной рекламы, и что операторство это высшая ступень развития рекламного бизнеса. С одной стороны можно сказать, что это утверждение соответствует действительности, но с другой стороны на это можно смотреть кардинально другим взглядом.
Многие компании, в том числе и наша сосредоточены на разработке новых технологических рекламных решений, силы уходят на это. Полученные средства мы вкладываем в развитие рекламного производства. Повторюсь, каждый занимается тем, в чем он силен. В сфере операторства наружной рекламы очень много подводных камней, и это не так просто как сдавать квартиру в аренду. Ко всему прочему, порог входа в данный бизнес крайне высокий и конкурентная среда более насыщенная и плотная. Множество рекламных поверхностей, которые действительно выгодны уже заняты, а сдавать рекламное время на медиафасаде, расположенном в “плохом” и не проходимом месте не имеет никакого смысла. Хочу подчеркнуть, что при правильном построении бизнес-процессов, выборе правильного места размещения медиафасада, с наиболее значительным зрительным охватом – такой бизнес принесет хорошие плоды.
Дмитрий, и последний вопрос, какой совет вы можете дать предпринимателям, которые только решают или начинают входить в этот бизнес?
– Прежде всего необходимо четко понять, что сразу создавать грандиозные конструкции не получится, необходимо набраться опыта на более мелких проектах. Это нормально. Набирайтесь опыта на мелкоформатных проектах, оттачивайте мастерство на фасадных вывесках, объемных буквах.
– Примите ту мысль, что сначала вы будете работать на репутацию, потом она на вас. Первые 5, а может 10 лет значительной прибыли может и не быть, проекты могут казаться скучными и однообразными. Нашей Компании более 30 лет, и только спустя порядка 10 лет мы начали брать крупномасштабные и социально-значимые проекты.
– Не гонитесь за сверхприбылью. Часто крупные заказы носят репутационный и имиджевый характер, где прибыль незначительна, а портфолио после выполнения такого заказа будет внушительным. Можете сработать даже в 0, но если сделаете качественно, с вероятностью 99 % вас пригласят выполнять другие заказы, которые однозначно будут приносить прибыль. Это актуально особенно для тех, кто только входит в бизнес. На рынке вас еще никто не знает, создавайте деловую репутацию.
– Если не можете справиться сами, прибегайте к помощи со стороны сторонних организаций. Заработаете меньше, но не упадете в грязь лицом и не испортите деловую репутацию.
– Не демпингуйте рынок дешевыми ценами в надежде завоевать доверие клиента. Крупные и “якорные” клиенты выбирают прежде всего качество продукции. Качественная продукция в области наружной рекламы не может стоить дешево.
Благодарю, за интервью и ваши информативные ответы. Мы пообщались с Читневым Дмитрием, директором по развитию ГК Альтима, лидера рынка в сфере наружной рекламы в России.